Владимир Белых: творческая мастерская
Отправить письмо
Версия для печати

Учеба в школе и техникуме

 

    Мое школьное образование можно условно подразделить на два этапа. Первый этап (с первого по четвертый классы) характеризуется  процессом становления и формирования (накопления)  знаний. Это был трудный этап в моей жизни. Сколько огорчений, но не было унижения. Мне очень везло с учителями. Они были добрыми, внимательными и чуткими. К сожалению, я не помню свою первую учительницу (ее имя, отчество), но зато в моей памяти сохранились ее улыбка, добрый взгляд, ангельское терпение. Возможно, благодаря этим качествам, мне удалось сохранить уверенность в себе, не потеряться. Поэтому второй этап, начиная с пятого класса, я прошел весьма успешно. Действительно, мои оценки заметно улучшились, а мой рейтинг значительно вырос. На родительские собрания мама ходила как на праздник, ей было приятно слышать лестные оценки о моем поведении, прилежании и успехах в учебе. Иногда она позволяла себе не ходить на собрания, зная о том, что классный руководитель может не обратить внимание на ее отсутствие.

    В школе я учился до девятого класса. Окончив восемь классов, я написал заявление об уходе в связи с поступлением в Северо-казахстанский механический техникум на отделение «Промышленное и гражданское строительство» (в настоящее время – представительство Тюменского государственного университета). Чем было обусловлен мой выбор? Прежде всего, мой друг Виктор Родочинский* решил поступить в техникум и уговаривал меня последовать его примеру. Далее, я понимал, что после школы предстоит служба в армии, поэтому хотел получить хорошую гражданскую специальность. Мои родители не препятствовали моему выбору. В 1968 г. я поступил в техникум.                 

    Что больше всего запомнилось? Во-первых, в группе у меня сложились хорошие отношения; с некоторыми из одногруппников я поддерживал контакты и после обучения и службы в армии. Во-вторых, учеба в техникуме показала, что мой выбор профессии оказался неправильным. Мне не нравились специальные предметы, такие как черчение, сопротивление материалов (сопромат), конструкции и т.д. Поэтому на втором курсе я решил прервать обучение и вернуться в школу. Помню, был разговор с директором техникума, который уговаривал меня остаться и не бросать учебу. Подумав, я решил остаться, надеясь, что после службы в армии, я изменю своему выбору. В целом, все закончилось именно таким образом: в 1971 г. я окончил техникум и был призван в ряды Советской армии, а затем уже поступил в Свердловский юридический институт. На старшем курсе техникума я познакомился с работниками городской прокуратуры (Юрой Кинцелем и Тане Подорожной). Общаясь с ними, я узнал о юридической специальности (разносил повестки, принимал участие в допросах), о таком вузе как СЮИ, о некоторых преподавателях. Таня с восторгом рассказывала мне о Сергее Сергеевиче Алексееве.

    Перед окончанием техникума я проходил производственную практику в качестве стажера помощника мастера – строителя.  Однако в трудовой книжке значится запись: «Принят на работу разнорабочим. Присвоена квалификация бетонщика второго разряда». Хотя в действительности я не занимался бетонными работами. Были небольшие эпизоды, когда меня привлекали к этим работам (на носилках разносил бетонный раствор). Здесь я воочию увидел тех, кого мы называем строители. Я был в шоке. Взрослые дяди и тети вели себя вульгарно, грязно ругались. Нормой было коллективное распитие алкоголя, причем каждый день с утра. В моей бригаде был бывший зэк, который отсидел длительный срок за убийство. Его внешний вид наводил страх. Помню такой эпизод: пьяный тракторист свалил трактор в котлован. Одним словом, такого рода эпизоды врезались в память. Один из них даже вошел в сборник задач по хозяйственному праву (когда по вине экскаваторщика был поврежден силовой электрокабель и тем самым причинен имущественный вред). До сих пор я запомнил сцену: убегающий  экскаваторщик, разорванный кабель, расплавленный ковш экскаватора, облако дыма. Картина маслом.

    После окончания техникума я был направлен на работу в город Кызыл-жар (в переводе с казахского – Жар – птица). Однако я туда не поехал. Решил остаться в Петропавловске до призыва в армию. Временно устроился в качестве монтера пути  3-го разряда на ПМС ? 175 Южно-уральской железной дороги. Работа монтером –  очень тяжелая, мне приходилось осуществлять на открытой местности виды работ по укладке новых полотен железнодорожного пути. Несмотря на то, что я проработал монтером всего один месяц, я запомнил все «прелести» этой работы. 17 мая 1971 г. был уволен в связи с призывом на службу в советскую армию. Но это уже другая история моей жизни.

 



* 20 апреля 2004 г. Виктор в возрасте 52 года скончался. Похоронен в г. Петропавловске.